вторник, 3 мая 2016 г.

Семейный архив. Иван и Екатерина Робины.


Следующие прабабка и прадед, которых я видела лично - родители моего деда по материнской линии. Иван и Екатерина Робины.

Екатерина, в девичестве Синева.
У меня есть скан части ее автобиографии

Также у прабабушки Кати был брат - Василий Синев. Он был военным, часто переезжал, и семья Кати следовала за ним. Василий женился на Елене(фамилия неизвестна) и родил дочь Зою. Сейчас она Ермолова, вышла замуж за Алексея Ермолова и родила двоих детей - Владимира и Сергея. В данный момент семья проживает в Липецке. 
Вторая справа в нижнем ряду.

Грамота за учебу:


Что касается прадеда Ивана, про него известно, что он происходил из зажиточной семьи, которую раскулачили. Отец Петр:


У семьи забрали родовой дом, в нем устроили школу, лошадь. Предположительно этот дом находился в деревне Ореховец Сонковского района Калининской области. В семье, помимо Ивана было трое дочерей, намного старше сына, их дети были ровесниками младшего брата. Известно имя только одной - Анны, в замужестве Модиной. Анна родила дочь - Антонину. В 1994 году ее убили в Питере, похоронена родственниками - моими родителей и моей двоюродной тетей - Жанной, так как детей не было. Антонина по рассказам была очень стильной мадам.  В наследство от нее мама привезла очень тонкие нитяные перчатки. К сожалению, я кусаю локти, так как за время своих переездов этот винтаж был утрачен, но сохранилось фото.


 Также в Питер перебираются другие двоюродные сестры деда - Татьяна и Ольга.  И Валентина Кацемон, дочь третьей сестры прадеда. Прошла войну, не имела детей, очень дружила с моим дедушкой Геннадием. 

Прадед Иван был младше бабушки на 6 лет (родился в 1916 году). Его родные были против их брака. В итоге он прямо мимо своего дома улизнул в сельсовет со своей возлюбленной без благословения, по революционному. 
Поженились они в мае, но всю жизнь прожили душа в душу, до смерти прадед именовал супругу "Катенька" и "Катюша", а та - "Соколом" и "Бизменом колхозным".
В 1938 году рождается мой дед - Геннадий. Прабабка ругается со своим начальством, и за это ее, несмотря на грудничка, отправляют на финскую войну. Мой дедушка остался со своей бабушкой. Затем в августе 1941(Коми. поселок Ропча, предположительно - лагеря) рождается второй сын - Виктор. В декабре этого же года прадеда мобилизуют.


Прадед и прабабушка после войны.
Есть предположение, высказанное моей двоюродной тетей, что постоянные перемещения семьи Робиных после войны, связаны вовсе не с любовью прабабушки к брату, а с тем, что они хотели скрыть работу прадеда писарем в НКВД. Благодаря переездам, сыновья их в итоге остались в разных городах  - Виктор в Липецке, мой дед сначала в поселке Октябрь, затем  вместе с женой переехал на стройку Костромской ГРЭС и поселка, затем города - Волгореченска.  В Волгореченск то они и приезжали к нам в гости, когда я была совсем маленькой. 
Прабабушка скончалась от гангрены  - шла ночью в туалет и ушибла ногу. Прадед пережил ее ненамного. Похоронены  в Липецке. 
Помню, что после их смерти на похороны ездил дед и мама с братом. Жаловались на заплесневелый холодильник и неимоверные запасы барахла. Особенно мне запомнились кипы ситцевых платочков, которые они привезли с собой в качестве наследства. Из этих платочков потом прабабушка Анна  нашила множество наволочек.  
В Липецке продолжают жить мои двоюродные тети - Жанна и Нина, дочери Виктора. Сам Виктор и его жена скончались. 




Семейный архив. Морозова Анна Федотовна

Когда умерла мама. я поняла, что теряю последнюю связь с родом по материнской линии.
А ведь мне повезло - я застала в живых не только бабушек-дедушек, но и прадедов.
В 5 классе нам задали нарисовать генеалогическое дерево, и мое было едва ли не самым раскидистым. Как жаль, что та тетрадь давно утеряно - в 10 лет такие вещи не ценятся.
В этом посте попробую вспомнить, что мне известно, возможно пригодится и будет интересно моим потомкам.
Моя прабабушка по материнской линии  - Анна Морозова.

Родилась в Тверской губернии в 1918 году. Ее мама - Паша, Прасковья, ослепла во время родов. Отец - Федот. Девичья фамилия прабабушки - Грохова.

Скорее всего они были крестьянами, жили в деревне. Революция позволила прабабушке окончить 4 класса деревенской школы. Она уехала в Торжок, где встретила свою любовь  - Ивана Морозова. В 1937 году у них рождается дочь - Валентина. В 1941 Иван призывается в армию и погибает в боях под Севастополем.
12 октября 1941 года начинается атака на Торжок. Его беспрерывно бомбят практически неделю. Уничтожают коммуникации, жилые кварталы. Выгорает вокзал, центр, вагонный завод. Через некоторое время в Торжке была объявлена всеобщая эвакуация.  24-летняя Аня с четырехлетней дочерью должна была добраться на товарняке до Ярославля, там комплектовались эшелоны эвакуации. Но до Ярославля они не доехали, состав попал под обстрел и был разбит. В ноябре месяце, в жуткий холод они спрятались на болоте, затем каким-то образом попали к партизанам. Те вывели их в безопасное место - Бежецк и затем прабабушка осела в деревне Пищалкино, Сонковского района, Калининской области. 

После войны она повторно вышла замуж, за инвалида войны Федора (фамилия мне неизвестна). Детей у них не имелось. Но прабабушка неоднократно делала нелегальные аборты, не хотела поднимать в голодных условиях еще детей, кроме ребенка от первого мужа.  Она выстроила карьеру, руководила множеством сельмагов сонковского района (более сотни), при этом не имея никакого образования, кроме 4 классов. В Пищалкино был построен дом, куда на лето приезжали внуки. Однако после смерти мужа (похоронен в деревне Горка, Сонковского района) прабабушка переезжает к дочери, в город энергетиков - Волгореченск, где  живет с семьей дочери а также со своей незамужней сестрой - Натальей. Обе они похоронены на одном участке Волгореченского кладбища - Наталья умерла в 1986, Анна - в 2009. Последние 5 лет до смерти прабабушка лежала в кровати, но сохраняла рассудок. 

Прабабушка Аня была строгой, с непростым характером, который значительно смягчился в старости. Мама вспоминала, что она могла отхлестать ее 16-летнюю девицу, утюгом, если ей не понравилось, что она поздно возвращается домой, при этом сделать это  в присутствии ухажера. При это бабушка очень трепетно относилась к внуку, он очень сильно напоминал ей погибшего первого мужа. Беспокойство за него прабабушка высказывала до последних лет жизни, даже когда он стал вполне взрослым - беспокоилась "дома ли он, накормлен ли".
Прабабушка пекла отличные пироги, блины, много готовила, радовалась пище и сладенькому. Учила меня шить, считать и писать, вполне успешно. Пряла шерсть на маленькой прялке, чинила носки, постоянно сидела за швейной машинкой минимум до 75 лет. Я не скажу, что у нее получались рукодельные шедевры, ибо в ее понимание шитье - это бытовая необходимость. Постоянно суетилась по дому, хотя сколько себя помню, стоять она уже не могла, поэтому ходила с палочкой по стеночке, и готовила сидя. Потом ездила на стуле, к которому дедушка прикрутил колесики. Каждое утро в детстве я просыпалась от того, что бабушка Аня идет/едет на кухню и останавливается посмотреть на меня. У нее я выпрашивала лоскуты себе на кукольные одежки. Бабушка считала это баловством и хорошие лоскуты мне не давала. После ее смерти осталось огромное количество новых красивых тканей, которые в итоге достались мне на кукольные поделки. Думаю, ее скареднечество было вызвано тем, что в СССР с трудом доставались отрезы и другие красивые вещи и их принято было беречь.  

Это прабабушка и другие члены семьи Морозовых/Робиных в 2005. Прабабушка - слева сверху. Далее сверху -бабушка Валентина, я, дедушка Геннадий, внизу мама  Елена и дядя Олег.  

Прабабушка Аня скончалась от старости 9 марта 2009 года. 
По мере воспоминаний пост будет обновляться.